Озеленение очень важно для всего Казахстана и города Алматы в том числе, так как в условиях резко континентального климата благоприятные условия для существования человека формируют зеленые насаждения внутри населенных пунктов. Растения обеспечивают тень, уменьшают количество пыли, убивают болезнетворные микроорганизмы, насыщают воздух кислородом и создают эстетически приятную среду.
Озеленение школы является незаменимой частью создания благоприятной среды для здоровья и разностороннего развития школьников. Помимо всего прочего, это также и форма оздоровления школьной территории и возможность создать безопасную образовательную среду. При размещении участка в непосредственной близости от парков и других ландшафтных и рекреационных зон школ допускается уменьшение площади озеленения на 10%.
Выбирая декоративные растения для озеленения школьного участка, следует учитывать, что детьми лучше воспринимаются невысокие, густо расположенные растения. На территории школы из лиственных пород рекомендуется использовать березу, поскольку это декоративное дерево, которое хорошо очищает воздух и насыщает его фитонцидами. Также хорошо сажать липу, которая ценится за ароматные и душистые цветы. Рябину также рекомендуют для озеленения школ — она имеет округлую компактную форму, цветет ароматными белыми цветками, собранными в крупные соцветия.
При подборе ассортимента лиственных кустарников для озеленения школьной территории следует отдавать предпочтение наиболее декоративным экземплярам с красивыми цветами. На небольших участках ландшафтного дизайна красиво смотрятся сочетания декоративных форм или разновидностей однотипного кустарника. Хвойные и кустарниковые растения рекомендуется высаживать группами с учетом их формы и цвета хвои. Летом хвойные деревья контрастируют с лиственными деревьями и кустарниками и выгодно оттеняют друг друга, являясь хорошим материалом для построения ландшафтных композиций, основанных на контрастах форм, фактуры и цветовых сочетаний. Эффективны небольшие участки озеленения, засаженные только хвойными деревьями и кустарниками. Низкорослые хвойные породы и кустарники лучше всего высаживать на лужайке группами, перед более высокими хвойными и кустарниковыми деревьями.
Хвойные кустарники незаменимы в ландшафтных композициях растений с камнями, они имеют богатство силуэтов — от колонновидных до горизонтальных и стелющихся, могут иметь хвою разной фактуры и оттенков — от серебристо-синей зелени с искусственными цветами до желтовато-золотистых тонов, а также пестрый окрас хвои. Также не стоит забывать про можжевельники, которые имеют большое разнообразие декоративных форм. Однако следует учитывать, что использование можжевельника казацкого в озеленении детских учреждений нежелательно из-за токсичности его хвои и плодов.
Ассортимент зеленых насаждений на территориях школ определяется с учетом функционального назначения размещаемых на них участков и построек. С помощью зеленых насаждений на пришкольном участке создаются более благоприятные микроклиматические и санитарно-гигиенические условия. Рядовые посадки используются для изоляции разных участков и построек друг от друга. Кроме того, зеленые насаждения используются как наглядные пособия для знакомства детей с растительным миром.
Цветочные ландшафтные композиции помогают разнообразить и украсить ландшафтный дизайн. Планировка клумб может быть обычной и свободной. Для создания клумб используют цветущие однолетники и двулетники. В сочетании с цветущими растениями для озеленения используют растения с декоративной листвой. Однако при разработке решения для цветочного оформления и озеленения участка не стоит использовать слишком много разных видов. Также необходимо исключить из ассортимента ядовитые виды травянистых растений.